Революционный 1905 год, начавшийся с «кровавого воскресенья» – расстрела 9 января мирной демонстрации рабочих в Санкт-Петербурге (от 130 до 150 человек были убиты, от 300 до 800 ранены) – закончился декабрьским вооружённым восстанием в Москве. В ходе его подавления, по неполным данным, погибли 1060 гражданских лиц (в том числе 137 женщин и 86 детей), а со стороны властей – 36 полицейских и 28 воинских чинов.
Серпуховской уезд и Лопасненский край (Бадеевская, Бавыкинская и Стремиловская волости) не были в числе основных центров Первой русской революции. Но и здесь отчётливо ощущалось влияние активно действовавших тогда в Москве и Московской губернии Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и Партии социалистов-революционеров (эсеров). Именно они стремились распространить своё влияние на рабочих промышленных предприятиях Серпухова, Лопасни, Венюкова и Крюкова, а также на крестьян.
Борьбой против революционеров тогда занималось Московское губернское жандармское управление (МГЖУ), а конкретно на Лопасненской земле до конца 1905 г. – помощник начальника МГЖУ в Серпуховском и Подольском уездах подполковник М.В. Куроедов, а затем сменивший его подполковник М.И. Познанский и один из подчинённых им унтер-офицеров Василий Комков, постоянно базировавшийся в с. Лопасня.
Наибольшую активность революционеры проявляли в Серпухове: проведение в лесу близ города с соблюдением конспирации «сходок» и «массовок», раздача рабочим нелегальной литературы, разбрасывание по уезду воззваний с призывами к всеобщей забастовке и вооружённому восстанию. Две «сходки» – 1 сентября (100 чел.) и 4 сентября (50 чел.) -– были разогнаны казаками и полицией. Задержаны 23 участника, но организаторам и агитаторам удалось скрыться.
В ночь с 23 на 24 сентября 1905 г. была проведена «ликвидация» (арест) серпуховской группы РСДРП. Обыски были одновременно проведены в 17 местах, включая главную конспиративную квартиру врача-стоматолога Хаси Энтиной –- руководителя местной подпольной организации социал-демократов. Изъято большое количество революционной литературы, множительная техника. Арестовано 8 человек, в том числе двое с заряженными револьверами. У одного из задержанных была обнаружена записка с перечислением основных пунктов революционной пропаганды, в числе которых Лопасня, Столбовая, Шарапова Охота. Было установлено, что все агитаторы и организаторы прибывают из Москвы, оттуда же доставляется и нелегальная литература.
Подполковник Познанский, понимая всю остроту ситуации, обращался к своему начальству с просьбой увеличить штат сотрудников жандармерии и командировать из московского охранного отделения до 10 филеров (разведчиков наружного наблюдения), что «даст возможность осветить агитационную деятельность в данных пунктах, выявить хоть некоторых местных лиц, принадлежащих к противоправной организации».
Интересно, что все арестованные тогда в Серпухове революционеры вскоре были… полностью освобождены от уголовной ответственности в соответствии с удивительно либеральным указом императора от 21 октября 1905 г.:
«…Освободить от преследований суда, наказания и прочих последствий и даровать полное помилование всем, совершившим до 17 октября преступные деяния», в т.ч. «виновных в участии в сообществе, заведомо поставившем целью своей деятельности ниспровержение существующего в государстве общественного строя».
Опасной для властей была обстановка в гимназической среде. По данным жандармерии, «среди учащейся молодёжи мужской и женской гимназий в г. Серпухове настроение, особенно за второе полугодие, было крайне тревожное». В мужской гимназии активисты потребовали от директора разрешить им «в здании гимназии собираться на сходки совместно с ученицами женской гимназии для обсуждения политических вопросов». Получив отказ, объявили забастовку и не посещали занятия с 16 октября по 8 декабря. «Во время занятий в гимназии пелись революционные песни, на партах делались надписи противоправительственного содержания. В особенности это было заметно в женской гимназии, где ученицы писали преступные стихи и надписи, вроде «долой самодержавие», «да здравствует революция» и «вооружённое восстание». Гимназисты были постоянными участниками революционных сходок, митингов, нелегальных собраний и кружков. В их среде регулярно распространялась запрещённая литература. Наиболее активно среди гимназистов работали члены местной организации социал-демократов.
Между тем, от внедрённых в революционную среду секретных агентов жандармерии одно за другим поступали сообщения о нелегальных «противоправительственных» собраниях, работе агитаторов в рабочей и крестьянской среде, в частности, на фабриках братьев Медведевых.
Фиксировалось распространение антиправительственных листовок. Так, в с. Лопасня были обнаружены листовки социал-демократов и эсеров с призывом к всеобщей забастовке 7 декабря 1905 г. под лозунгами:
«…Долой преступное царское правительство! Да здравствует всеобщая забастовка и вооружённое восстание! Да здравствует всеобщее учредительное собрание! Да здравствует Демократическая Республика!».
В адресованных крестьянам листовках был призыв:
«… Примкнуть к рабочему движению, отказываться платить подати и налоги, требовать от своих мужей, братьев и сыновей, находящихся на военной службе, не стрелять в народ, требовать устройства Учредительного собрания, соединяться и вооружаться для общей борьбы с правительством».
Дознание по этому факту было прекращено «за невыясненностью лица, распространившего преступные воззвания».
Эпизоды распространения подобного рода листовок и запрещённой литературы отмечались также в д. Фенино (февраль), с. Крюково, деревнях Люторецкая, Перхурово (июль), с. Стремилово (ноябрь), д. Ходаево-Петровская, с. Хлевино.
Юрий Кобяков, «Читают Все»